среда, 22 ноября


Сейчас
0

Утром
-1

Завтра
-1

USD: 59,0061 -0,4543

EUR: 69,4030 -0,4154

Кадастровая палата информирует: Порядок обжалования действий (бездействия) органа, осуществляющего государственную регистрацию прав

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997  №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ни» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав) представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с действующим законом. Основное ее значение заключается в том, что регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В случае если все условия, необходимые для государственной регистрации, по мнению заявителя, выполнены, а действия регистратора, выразившиеся в отказе либо уклонении от государственной регистрации, или же иные действия, которые не привели к желаемому результату (например, отказ в выдаче информации о зарегистрированных правах), нарушают права и законные интересы заявителей, действующее законодательство предоставляет право обжаловать такие действия.

Применительно к обжалованию действий органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Законом о регистрации предусмотрено, что только в судебном порядке могут быть обжалованы отказ в государственной регистрации прав либо уклонение от государственной регистрации, а также решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений  из ЕГРП.

Судебное обжалование действий (бездействия) регистрирующих органов осуществляется в порядке, предусмотренном 25 главой Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК), 24 главой Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК).

В соответствии со статьей 254 ГПК гражданин вправе оспорить в суде общей юрисдикции решение, действие (бездействие) органа государственной власти если считает, что нарушены его права и свободы.

Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями
24 - 27 ГПК. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (статья 256 ГПК).

В арбитражном суде обжалуются решения, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 198 АПК граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.     

Требования к содержанию заявления о признании решений и действий (бездействия) незаконными установлены статьей 199 АПК.

В случае признания жалобы обоснованной суд принимает решение о признании оспариваемых действий (бездействия) незаконными и об обязанности соответствующего органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В решении суда указываются конкретные действия, необходимые для восстановления нарушенных прав и интересов заявителя.

Иные действия регистрирующего органа, ссылка о судебном обжаловании которых не содержится в действующем законодательстве, могут быть обжалованы в административном порядке (например, нарушение сроков регистрации и т.п.).

Административный порядок обжалования установлен в главе 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон    № 210-ФЗ). В статье 11.1 Закона № 210-ФЗ приведен примерный перечень тех нарушений порядка предоставления госуслуг, которые могут обжаловаться во внесудебном порядке. К ним относятся, в частности, нарушение срока предоставления госуслуги, отказ в ее предоставлении по основаниям, не установленным нормативно-правовыми актами, требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативно-правовыми актами), или отказ в приеме документов.

Общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы установлены в статье 11.2 Закона № 210-ФЗ. Необходимо отметить, что жалоба подается непосредственно в тот орган, который предоставляет госуслугу, а в случае, если обжалуется решение руководителя этого органа, - в вышестоящий орган.

Правила подачи и рассмотрения жалоб утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 840.

Жалоба, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении жалобы, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных формах;

2) об отказе в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.



Добавить комментарий

(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.
(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.
(If you're a human, don't change the following field)
Your first name.